Не зря от марта мы ждали сюрпризов. Они и в самом деле были, причем весьма неприятные. В результате, по итогам месяца общеевропейская валюта, несмотря на то, что выглядела несколько перепроданной, продолжила падение. Но так было всегда: технические факторы вторичны, тон задают экономика, политика.
По итогам месяца евро/доллар обновил минимум 2013 года на уровне 1,2748, вернувшись к уровням ноября прошлого года. Для падения причин было более, чем достаточно. Начнем с той, которая оказалась в новинку. Как известно, Кипр обратился к ЕС за помощью. На последнем саммите было принято решение эту помощь в размере 10 млрд. евро выделить. Казалось бы, все неплохо. Но условия, которые были выдвинуты, оказались поистине драконовскими. Покусились не на что-то, а на частную собственность. Маленькому Кипру предложили 5,8 млрд. евро изыскать за счет введения единоразового налога на вклады в местных банках: для счетов до 100 тыс. евро – 6,75%, свыше этой суммы – 9,9%. Естественно, подобное было просто неприемлемо и правительство страны на подобные шаг не пошло, попытавшись предложить некий альтернативный план. В конечном итоге к некоему консенсусу власти ЕС и Кипра все же пришли. Но приняли решение защитить только вкладчиков с депозитами менее 100 тыс. евро. А вот тем, у кого денег в банках хранится больше придется смириться с потерями в размере 30 – 40 %. Laiki bank будет ликвидирован, а депозиты меньше 100 тыс., застрахованные в рамках европейского законодательства, будут переведены в Bank of Cyprus. В свою очередь, в выжившем банке вклады, превышающие 100 000 евро, будут заморожены и могут столкнуться со значительными потерями, учитывая реструктуризацию и рекапитализацию кредитора. При этом, подобное решение уже не требовало утверждения парламентом Кипра, поскольку сокращение вкладов будет производиться не за счет налогообложения, а произойдет в результате реструктуризации. В конце месяца банки все же возобновили свою работу, но при этом был введен ряд ограничений, призванных осуществлять контроль над капиталом (чтобы предотвратить бегство средств из банков). Подобные шаги не добавляют доверия всей банковской системе еврозоны, несмотря на уверения, что это мера беспрецедентная и разовая – больше подобных ультиматумов ЕС выдвигать никому не будет. Но как знать?...
Помимо больших проблем маленького Кипра (ведь его вклад в экономику еврозоны всего то 0,2%), никуда не исчезла политическая неопределенность в Италии. Несмотря на то, что с момента выборов прошло уже больше месяца, в стране так и не удалось сформировать правительство. А это значит, что не исключены новые выборы. Ни к чему это сейчас стране, которой и без того приходится бороться с большим числом проблем. Не слишком оптимистичными были и релизы макроэкономической статистики, которые, несмотря на все уверения Марио Драги о том, что экономика Е17 вот-вот начнет восстановление, явно сигнализируют об обратном. И наиболее тревожные сигналы поступают из Германии. Индекс деловой активности Германии продемонстрировал снижение от уровней предыдущего периода, снова оказавшись ниже ключевой 50-пунктовой отметки. Признаки охлаждения продемонстрировал и рынок труда страны: число безработных выросло на 13 000. Если и локомотив еврозоны, который длительное время был оплотом стабильности всего монетарного блока, то надеяться на то, что по итогам 1 квартала текущего года ВВП Е17 выйдет из отрицательной зоны, не приходится.
Британский фунт в марте продемонстрировал менее однозначную динамику. Котировки в первой половине месяца двигались вниз, отметив минимум на уровне 1,4830 (на таких отметках пару мы не видели с июля 2010 года), но в дальнейшем все же смогла восстановить потери, поднявшись до отметки 1,5258. Но пока зона 1,52 – 1,5258 довольно надежно сдерживает укрепление. Надо сказать, что основное влияние на динамику пары оказывает состояние экономики региона. И, отметим, что релизы макроэкономических данных свидетельствуют отнюдь не о здоровом ее состоянии. Первый толчок к падению пары дал отчет по деловой активности в секторе обрабатывающей промышленности. PMI вопреки прогнозам и предыдущим показателям, не смог остаться на территории роста выше 50-пунктового раздела. Показатель скатился к 47,9 от предыдущего 50,5 и ожидаемого 51,0. Признаки рецессии в Великобритании подтвердил и PMI в строительном секторе, скатившись до уровня 46,8, что стало минимальным уровнем с октября 2009 года. Таким образом, надежды на то, что рынок жилья будет восстанавливаться угасают. Масла в огонь негатива подлили данные по объему промышленного производства. Показатель обвалился на 1,5% против ожидаемого роста на 0,1%, продемонстрировав самое резкое падение с сентября прошлого года. Все это только увеличивает шансы на отрицательный ВВП в 1 квартале. К тому же, в последнее время давление на фунт оказывал мягкий настрой Банка Англии, напомним, что на февральском заседании число голосов в пользу расширения программы количественного смягчения увеличилось, к тому же к ним присоединился сам Мервин Кинг. Вероятно, что от дальнейшего смягчения MPC останавливает высокий уровень инфляции, который должен оставаться в рамках диапазона 2-3%, однако ходят разговоры, что целевая отметка будет повышена. Надо сказать, что поддержку фунт получил все от того же главы Банка Англии. В газете Guardian вышла статья, в которой тот самый Кинг, который недавно выступал за расширение программы количественного смягчения монетарной политики, заявляет, что восстановление "не за горами". Здесь же он упоминает о довольно стабильном экспортном спросе, и объясняет все неудачи Великобритании проблемами еврозоны (которая отвечает почти за 50% экспорта, являясь крупнейшим торговым партнером Туманного Альбиона). Естественно, что подобные комментарии тут же поставили под сомнение вероятность расширения программы количественного смягчения или же изменения процентной ставки и самым естественным образом спровоцировали рост британца, который к завершению месяца подошел в районе уровня 1,52.
Прогноз
Ситуация на валютном рынке по-прежнему будет оставаться напряженной. Проблемы Кипра, вроде, нашли свое разрешение. Но какой ценой. В первый день апреля стало известно, что владельцы вкладов, превышающих 100 000 евро, потеряют 62,5% своих средств. Вкладчики Bank of Cyprus станут обладателями акций банка на 37,5% от суммы вклада. Напомним, что обмен части средств на крупных депозитах на акции Банка Кипра был одним из условий плана по спасению кипрской экономики и выдачи острову 10 млрд. евро от МВФ и Евросоюза. Прецедент создан и как бы ни пытались официальные лица убедить мировое сообщество в том, что этот случай останется единичным и больше нигде подобные меры применяться не будут, осадок остается. И тут уже возникает проблема доверия. Доверия ко всей банковской системе монетарного блока. К тому же, подобные меры могут привести к тому, что никто не захочет подвергать свои капиталы риску, подобному тому, которому подверглись вкладчики Кипра. Таким образом, не исключено, что начнется массовый отток иностранного капитала, который помогал финансовой системе Е17 удерживаться на плаву. При этом, о привлечении дополнительных средств в подобной ситуации и речи быть не может. Естественно, что евро в таких условиях расти просто не может, даже несмотря на то, что он все же несколько перепродан. Тем более, что говорить о завершении финансового кризиса в еврозоне пока явно несколько преждевременно. Следующей на очереди может стать Словения. По предварительным данным в последнее время в ее банковском секторе существенно возросла доля невозвратных кредитов. В среднем по стране объем плохих долгов оценивается в 15%, а в трех крупнейших банках (в том числе Nova Ljubljanska Banka) "плохим" является каждый пятый кредит. Поэтому, подтверждение проблем Словении и, если это потребуется, обращение страной за помощью к ЕС, сразу же напомнит о том, на каких условиях помощь получил маленький Кипр. В апреле традиционно в центре внимания окажется пресс-конференция главы ЕЦБ Марио Драги и ключевые экономические релизы. Возможно, что в свете последних событий глава Центробанка все же пересмотрит свою оптимистичную оценку перспектив экономики монетарного блока и выскажется более объективно, нежели в марте. Естественно, что взгляд правде в глаза вряд ли пройдет незамеченным валютой и поможет ей восстановить потери. Напротив, котировки могут уйти к ключевой на данный момент поддержке 1,27 с последующим ее тестированием и целью на 1,2660 и 1,26. Краткосрочные откаты, бесспорно возможны. Но вряд ли паре удастся закрепиться выше уровня 1,30.
Естественно, что дополнительным фактором риска для общеевропейской валюты могут стать отчеты из США. От Федрезерва уже давно ждут каких-то явных намеков на то, что он в скором времени начнет постепенно сворачивать программу количественного смягчения. Но пока регулятор с подобными заявлениями не торопится. Хотя большая часть отчетов свидетельствует о том, что ситуация в экономике постепенно стабилизируется. Последние данные отразили существенный прирост числа занятых (+236 000 против прогноза 160 000), а вот ставка безработицы снизилась до 7,7% от 7,9%. Конечно, пока последний показатель еще далек от целевого уровня, о котором говорил ФРС, когда называл условия для выхода из программ стимулирования (6,5%), но все же тенденция в нужном направлении наметилась. Неплохие цифры демонстрирует и показатель объемов промышленного производства (хотя этот сектор экономики и не является ключевым). Особенно порадовал отчет по розничным продажам, которые продемонстрировали существенный прирост (+1,1%), даже несмотря на повышение налогов. Окончательные данные по ВВП за 4 квартал также не преподнесли сюрпризов. Таким образом, в апреле мы будет по-прежнему внимательно следить за ключевыми отчетами и комментариями официальных лиц в поисках новых подтверждений тому, что экономика стабилизируется и в скором времени ФРС все же начнет сворачивать меры количественного стимулирования.
Не будем исключать из поля зрения и британский фунт, тем более, что в марте глава Банка Англии преподнес сюрприз. Все ждали, что вот-вот Комитет пойдет на очередное расширение программы количественного смягчения, а Кинг выступил довольно оптимистично, сводя эти ожидания к нулю. В этой связи довольно интересным выглядит апрельское заседание МРС, вернее, его протокол, так как пока изменений в монетарной политике мы пока не ждем. Неужели число сторонников расширения программы количественного смягчения вновь уменьшится? Если это и в самом деле произойдет, то совсем не исключено, что фунт попытается развить восходящее движение с первичной целью в районе уровня 1,53 и, далее, 1,5360. В пользу фунта может сработать и игра контрастов. Да. Сейчас речь идет все о той же многострадальной банковской системе. В отличие от европейской, стабильность британской пока под сомнение не ставится, что делает фунт более привлекательным. Таким образом, при благоприятном стечении обстоятельств пара GBPUSD к завершению апреля могла бы подняться к уровню 1,5460. Но, если обратить внимание на состояние экономики, то можно найти достаточно поводов для ее снижения. Экономика явно переживает сложные времена. И не исключено, что ВВП вот-вот покажет очередной отрицательный квартал подряд. Ждать осталось недолго. Предварительные цифры по темпам экономического роста Великобритании мы увидим уже в текущем месяце. Так что, если они дадут повод для разочарования, фунт вполне может вернуться к поддержке 1,49. Таким образом, по паре на апрель можно предположить диапазон 1,49 – 1,5460.
Довольно интересной динамики можно ждать и от пары доллар/иена. В начале месяца состоится первое заседание под председательством нового главы Банка Японии. В слова рынок в свое время поверил, но долго расти на слухах пара не могла и после того как в первой половине месяца обновила максимум на уровне 96,70, все же начала падение и откатилась в район уровня 93,50. Предстоящее заседание Банка Японии и в самом деле на данном этапе выглядит судьбоносным, поскольку может задать дальнейшее направление динамике валюты в среднесрочной перспективе. Конечно, разгон инфляции до 2% в течение ближайших 2 лет задача непростая. К тому же, без экономического роста желаемого эффекта от роста ценового давления не будет. Однако, на предстоящем заседании все же предстоит убедиться, на что готов Центробанк для достижения поставленных целей. Итак, если официальный план действий будет достаточно агрессивным, пара может нацелиться на возобновление роста к уровню 96,70 и, далее, к 100,00. В противном же случае вполне вероятно снижение к поддержке 91,00.
ГК FOREX CLUB, аналитический отдел, Ирина Рогова
|