Обзор за сентябрь
Первый осенний месяц остался позади. Как мы и предполагали, он оказался куда более волатильным, чем все летние, вместе взятые. Кроме того, он может похвастаться появлением на валютном рынке явной тенденции. На фоне финансовой нестабильности в фаворитах вновь оказался доллар – традиционная валюта-убежище и по-прежнему, один из самых ликвидных активов. Радостного, конечно, во всем этом мало. Ведь если мир бежит от рисков, это значит, что экономика далека от стабильности и явно есть поводы для беспокойства. Все эти предположения небезосновательны. Мало того, что официальная статистика свидетельствует о том, что мировая экономика все ближе подбирается к очередной рецессии, так еще и правительства ведущих стран предпринимают недвусмысленные шаги с целью стабилизации ситуации.
Рынок труда США продолжает вызывать серьезное беспокойство. Конечно, мы предполагали, что ничего хорошего очередной релиз данных по занятости по платежным ведомостям не принесет, но что этот сектор экономики окажется неспособен создать ни одного рабочего места – это уже оказалось за гранью. Естественно, что такая динамика показателя сразу же навела на мысль о решительных действиях со стороны ФРС в направлении стимулирования экономики, которая продолжает подавать сигналы SOS. И, надо сказать, что ответные шаги со стороны Центробанка последовали, но не те, которых от него ждали. На последнем заседании FOMC было принято решение заменить часть облигаций в своем портфеле ценных бумаг на более долгосрочные (и более рискованные) в качестве очередной попытки снизить стоимость кредитования и оградить свою экономику от рецессии. До июня следующего года Центробанк намерен приобрести облигации сроком погашения от 6 до 30 лет на сумму $400 млрд. и продать краткосрочные ценные бумаги сроком погашения 3 или менее лет на аналогичную сумму. Но, если вспомнить, что в 60-е годы прошлого века ФРС уже проводила «Операцию Твист» и тогда это не сработало, можно предположить, что не сработает и сейчас. Скорее, предпринятые меры это не что иное, как попытка попридержать главный козырь (QE3) в рукаве до худших времен, например, перехода экономики США в состояние рецессии – ведь традиционных мер стимулирования в виде снижения процентной ставки у Банка уже не осталось (хотя давно всем понятно, что эффективность монетарных методов стимулирования сомнительна). И разочарование, постигшее финансовые площадки это только подтвердило (взять хотя бы резкий обвал цен на золото – свыше 250 долларов за унцию). Равно как и то, что на текущий момент основным катализатором инвестиционных потоков, скорее, является доверие к ЦБ, нежели стимулирование.
А вот кто и в самом деле признал серьезность ситуации, так это Швейцарский Национальный Банк. Впервые с 1978 года ШНБ установил привязку курса национальной валюты, на этот раз к евро, на уровне 1.20 и заявил, что будет решительно защищать этот целевой уровень, если потребуется, осуществляя покупки иностранной валюты в неограниченных количествах. Мера это была вынужденная, поскольку беспокойство по поводу долгового кризиса еврозоны стимулировало укрепление национальной валюты, которое самым негативным образом сказалось на экспорте и экономике страны в целом. Сейчас вопрос в том, хватит ли у Швейцарии средств на столь радикальные меры, ведь опасения по поводу здоровья мировой и, в частности, европейской экономики будут провоцировать попытки инвесторов спрятать свои средства в более безопасных активах.
Надо сказать, что стабильность экономики еврозоны как раз вызывает очень большие сомнения. Проблема распространения долгового кризиса по-прежнему весьма актуальна. А Греция остается в центре всех слухов, так как вероятность ее банкротства все возрастает. Естественно, что это дестабилизирует финансовый сектор. В общем-то ситуация настолько серьезна, что даже Трише, который ранее проявлял стабильно агрессивный настрой, вынужден был заявить, что не исключает возможность эмиссии евробондов, обеспеченных золотом, чтобы привлечь инвесторов. Очень серьезное высказывание, тем более, что подобный исход исключать полностью не стоит, поскольку никому пока не известно, как долго Германия и Франция своей стабильностью смогут поддерживать стабильность всего региона. В частности, над Италией уже висит дамокловым мечом угроза понижения рейтинга (а если еще учесть, что в конце месяца агентства Fitch Ratings и S&P понизили рейтинг Новой Зеландии - довольно стабильной страны с хорошими перспективами роста, чего уж говорить про более слабых). Ну и кроме всего прочего, экономическая статистика тоже очень далека от оптимистичной (темпы роста замедляются и пересмотренные данные за второй квартал (+1.6% г/г) оказались даже чуть ниже предварительной оценки (+1.7% г/г) – это слишком медленно).
Единственной ложкой меда в бочке с дегтем было объявление о совместной операции ЕЦБ, ФРС, ШНБ, Банка Англии и Банка Японии, которая позволит решить проблемы с ликвидностью у европейских банков. ЕЦБ заявил о предоставлении европейским банкам долларовой ликвидности в рамках трех кредитных операций сроком на три месяца, что обеспечит их достаточным количеством американской валюты до конца года. Она будет проводиться параллельно с другими операциями по обеспечению ликвидности, которые ЦБ начал ранее.
Несмотря на то, что на рынке время от времени появлялись слухи о том, что фунт может влиться в ранг валют-убежищ (в силу того факта, что Великобританию проблема долгового кризиса, в общем-то, не затрагивает), он понес существенные потери - ни много, ни мало, а 9 фигур (хотя часть потерь все же смог впоследствии отыграть) - вслед за своим общеевропейским коллегой на фоне бегства из рискованных активов. Если сравнивать экономику страны с американской и европейской, то она выглядит чуть лучше. Но все же это только на первый взгляд. Если копнуть чуть глубже, то это благополучие, скорее, фантом и по сравнению с предыдущим месяцем ситуация практически не изменилась. Темпы роста по-прежнему остаются достаточно низкими, а инфляция более, чем в 2 раза, превышает целевой уровень Банка Англии. Естественно, что все это серьезно связывает руки МРС в принятии решений о введении стимулирующей монетарной политики. Падение розничных продаж, резкий рост уровня безработицы, спад в секторе обрабатывающей промышленности, замедление деловой активности в сфере услуг – все это просто вопиет о том, что программу количественного смягчения просто необходимо расширять поскольку альтернативы просто нет. Но пока Комитет таких шагов не предпринимает (хотя, может, это и правильно, поскольку эти меры если и приносят результат, то только временный, маскируя болезнь, а не излечивая от нее).
Прогноз на октябрь
Начавшийся месяц, скорее всего, спокойней предыдущего не будет. Причем не исключено, что пальму первенства снова возьмет доллар, поскольку инвесторы в преддверии продолжительного периода медленных темпов роста осуществляют перепозиционирование в пользу валют-убежищ. Без новой дозы стимуляторов мировая экономика просто не сможет сохранить те темпы роста, которых она достигла после затухания первой волны кризиса. К тому же надо признать, что во многом этот рост был обусловлен развивающимися странами. Но ослабление развитых экономик скажется и на них на фоне сокращения объемов международной торговли. Получается, что и отсюда уже особой поддержки ждать не приходится. Не станет подспорьем роста и внедрение мер жесткой бюджетной экономии (нет, соотносить свои доходы и расходы надо – это знает любая хозяйка – но это мера превентивная, а не лечащая, так что сейчас это уже не панацея от всех бед). Чтобы начать постепенное восстановление нужно стимулировать хотя бы внутренний спрос. А для этого необходимо в первую очередь стабилизировать рынок труда, чтобы население почувствовало хоть какую-то уверенность в своем завтрашнем дне. И это актуально не только для США, но и для еврозоны, в которой показатели потребительского доверия подрываются опасениями, что кризис суверенного долга перекинется на Испанию и Италию.
На текущий момент евро получает временную поддержку со стороны итогов голосования по вопросу утверждения расширения EFSF (законопроект уже ратифицировали Австрия, Германия, Словения, Бельгия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Испания, Франция и Финляндия). А, если учесть, что в Германии большинство членов коалиции Меркель поддержали предложение, то вполне можно ждать, что дальнейшие законопроекты по оказанию помощи странам, терпящим бедствие, смогут проходить беспрепятственно. Но сохранить оптимизм от этого решения не удастся. Тем более, что у общеевропейской валюты есть серьезный фактор риска в виде угрозы дефолта Греции. Если к середине октября она не получит очередную дозу финансовых вливаний, то дефолт по части ссуд обеспечен. И, вероятно, это станет самым настоящим началом второй волны кризиса – ведь появятся новые системные риски. Естественно, что под влиянием подобных событий евро может снова протестировать поддержку 1.34, а в случае ее прорыва уйти к уровню 1.31. Но, скорее всего, дабы избежать распространения болезни, средства в очередной раз будут выделены (тем более, что Парламент Греции все-таки принял долгожданный пакет мер жесткой бюджетной дисциплины, включающий, в том числе и вызвавшее много ожесточенных споров повышение налога на жилье, которое планируется реализовать посредством повышения тарифов на электричество). В этом случае возможен краткосрочный всплеск спроса на рискованные активы, но выше сопротивления 1.40 евро подняться вряд ли удастся.
Еще один сюрприз мы можем получить и со стороны ближайшего заседания Управляющего совета ЕЦБ. Примечательно оно тем, что станет последним перед тем, как глава Центробанка Жан Клод Трише покинет пост. Учитывая складывающуюся ситуацию и его более миролюбивые комментарии, а так же то, что один из наиболее агрессивных членов Центробанка Штарк ушел в отставку, не исключено, что Банк пойдет на снижение ставки от уровня 1.5%. Хотя, возможно, так быстро признавать свои ошибки Трише не станет и предоставит возможность исправлять их своему преемнику Марио Драги, которому придется действовать очень решительно в случае, если ускорятся темпы спада в экономике, или долговой кризис в еврозоне вырвется из-под контроля. Тут уж будет не до реверансов придется либо снижать ставку на 50 базисных пунктов, либо возобновлять практику предоставления банкам неограниченной ликвидности по фиксированной ставке и на продолжительный срок. Поэтому держим руку на пульсе экономической статистики.
Слабые данные из США, скорее всего, также не пойдут на пользу европейцам, поскольку спровоцируют очередную волну бегства от рисков. Основное внимание, бесспорно, будет приковано к отчету по рынку труда и темпам роста экономики в третьем квартале (если показатель уйдет ниже 1% в годовом соотношении, это станет весьма сильным разочарованием для рынка).
В подобных условиях фунт также может оказаться под давлением. И это далеко не единственный фактор риска. Несмотря на то, что кризис в еврозоне и новые признаки замедления роста глобальной экономики усиливают нисходящие риски для инфляции, ее снижения в Великобритании пока не произошло. А это значит, что у МРС все еще связаны руки. Поэтому, если на ближайшем заседании Комитет все же примет решение о расширении программы количественного смягчения на 50 млрд. ф.ст., как это предлагает Поузен, фунт может понести ощутимые потери. Дело в том, что такое решение будет означать, что в спаде в экономике Банк Англии видит куда большую угрозу стабильности, нежели в растущих ценах. Вполне естественной реакцией может стать тестирование фунтом уровня поддержки 1.5340 и продолжение нисходящего движения к отметке 1.5070. И, даже если монетарная политика будет оставлена без изменений, свои коррективы может внести публикация Протокола заседания МРС. Тут все будет зависеть от расстановки сил в комитете. Если к Поузену присоединятся еще хотя бы 1-2 голоса, британец также может понести потери.
Йена уже почти 2 месяца удерживается в пределах неширокого диапазона (76.20 – 77.80) и, скорее всего, так будет продолжаться до тех пор, пока Банк Японии не предпримет тех же шагов, что и Швейцарский Национальный Банк. Даже в том случае, если инвесторы начнут активную скупку валют - убежищ, вряд ли йена сможет продемонстрировать активный рост. Дело в том, что высокий курс национальной валюты и без того мешает восстановлению экономики после мартовского землетрясения. Поэтому, уход валюты ниже уровня поддержки 76.00 может спровоцировать интервенцию со стороны ЦБ и в этом случае можно ждать подъема валюты к уровню 80.00. Продолжающиеся сигналы слабости в розничном секторе (обусловленные, видимо, тем, что на расходах населения сказываются ожидания скорого повышения налогов, о котором заявила демократическая партия Японии) и отрасли обрабатывающей промышленности могут ускорить шаги Банка Японии по дополнительному стимулированию экономики. Страна планирует потратить более 19 тлрн. йен в ближайшие пять лет, чтобы восстановиться после ужасной природной катастрофы. Хотя власти уже утвердили два пакета помощи на сумму 6 тлрн. йен, экономика замедляет темпы роста в течение трех кварталов подряд. А это значит, что собственных причин для укрепления у валюты нет.
Ирина Рогова, аналитик ГК FOREX CLUB
|