МАКРОЭКОНОМИКА: паника без кризиса в реальном секторе
12:10
В последние три недели мировые финансовые рынки значительно лихорадит. Инвесторы устроили настоящую распродажу рисковых активов и повсеместно обращаются к защитным инструментам. Ряд экспертов стали проводить аналогии с 2008 годом, и прогнозируют начало второй волны экономического кризиса. Совершенно очевидно, что накопленные чрезмерные долговые обязательства правительств ряда ведущих экономик мира во многом вызваны мерами, которые принимались ими в рамках антикризисных программ 2008-2009 годов. Серьезное стимулирование внутреннего спроса и реализация экстренных программ по рекапитализации банковского сектора, сопровождавшихся значительной эмиссией, привели к росту опасений относительно инфляции, уровней государственных долгов и дефицитов бюджетов. В условиях, когда принятые меры не дали желаемого устойчивого экономического роста, и все стимулы кажутся исчерпанными, замедление мировой экономики вызывает вполне обоснованные опасения у инвесторов относительно ее будущего.
Тем не менее, анализ макроэкономических индикаторов и динамика движений основных инструментов мировых финансовых рынков пока не дают оснований для проведения полных аналогий с осенью 2008 года. Более того он приводит к выводам о том, что либо одни участники ставят на события, которые не осознаны и пока не могут быть спрогнозированы другими, либо реакция носит излишне эмоциональный характер.
Судите сами. Экономика США в последние месяцы действительно демонстрирует очень слабый рост. Прирост ВВП по итогам второго квартала составил всего +1,3%. Ситуация на рынке труда также не самая оптимистичная. В первом квартале 2011 года экономика прибавила 444 тысячи рабочих мест, а по итогам второго – 316 тысяч. Это далеко не самые впечатляющие цифры, которые могут быть характерны для хорошего роста, но осенью 2008 года ситуация выглядела намного хуже. Тогда темпы роста ВВП за второй квартал хоть и составили +1,9%, но в предшествующие началу масштабного падения на фондовых площадках три месяца занятость уже сократилась на 294 тысячи. Более того, далее вообще последовал колоссальный провал на рынке труда, когда с октября 2008 по апрель 2009 экономика США в среднем теряла по 535 тысяч рабочих мест в месяц. Ничего даже близко похожего сейчас пока не наблюдается.
Да и динамика движения основных инструментов мировых финансовых рынков все-таки пока еще далека от той, что наблюдалась осенью 2008. В момент начала обвала на фондовых площадках в конце сентября цены на нефть уже активно снижались с исторических максимумов в 145 долларов и находились на уровне близком к теперешнему и составляли около 105 (-27% от максимумов августа) долларов по сорту Brent. В последующие три недели они понизились до 70 долларов за баррель (-33%). В этот раз движения вниз даются североморскому эталону пока с большим трудом. В течение трех недель, пока шли распродажи на фондовых площадках, он потерял всего около 15 долларов (13%) и торгуется на уровне 105 долларов.
Доходность 10 летних казначейских облигаций в конце сентября 2008 составляла 3,644%. В первые три недели «десятилетки» игнорировали движение на фондовых площадках, а масштабное падение началось ближе к концу октября и остановилось на отметке 2,13% в середине декабря того же года. Доходность этих бумаг сейчас уже находится на этом же уровне и составляет 9 августа 2011 года 2,14%.
Фондовый индекс S&P 500 после обращения Lehman Brothers в суд с заявлением о банкротстве и просьбой о защите от кредиторов (именно это событие зачастую считается отправной точкой кризиса 2008 года) потерял в первые три недели около 415 базисных пункта или 33%. На момент когда доходность по десятилетним казначейским облигациям находилась на текущих уровнях значение S&P 500 составляло 860 пунктов, а на текущий момент индекс котируется на уровне 1120 пунктов. В последние три недели он потерял 17%.
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что движения, сопоставимые с 2008 годом, наблюдаются сейчас только на рынке казначейских облигаций. Фондовые площадки и сырьевые рынки ведут себя гораздо более уверенно. На валютном рынке доллар вообще не рассматривается в качестве защитного актива. Правда, эта функция, похоже, возлагается на золото, швейцарский франк и японскую иену. Макроэкономическая статистика также создает сейчас гораздо более благоприятный внешний фон, чем в 2008 году. На наш взгляд падение на фондовых площадках либо носит эмоциональный характер, либо закладывает риски не связанные с текущим состоянием реального сектора экономики США или мировой экономики. Именно отсутствие серьезного негатива из реального сектора по нашему мнению и поддерживает пока котировки «черного золота».