МАКРОЭКОНОМИКА: осень, что же будет завтра с нами?
12:21
Сентябрь 2011 года оказался насыщенным на значимые события в мировой экономике, которые заслуживают обобщения и подведения некоторых итогов. Ожидалось, что в первый месяц осени будут озвучены решения, которые могли бы повлиять на улучшение темпов экономического роста в США. Прежде всего, к ним относится широко анонсировавшийся план президента Б. Обамы, который был призван переломить негативные тенденции на рынке труда, а также ожидалось, что Федеральная Резервная Система предложит новые миры по стимулированию экономики.
Регуляторы в США откровенно разочаровали инвесторов, которые на этом фоне продолжили распродавать рисковые активы. В связи с чем, фондовый индекс S&P 500 протестировал минимумы августа в области 1100 пунктов, Brent вновь попробовал на прочность уровень 100 долларов за баррель, а доходность по десятилетним казначейским облигациям в моменте падала до отметки 1,715, что значительно ниже декабря 2008 года.
План Обамы оказался на поверку типичным планом Обамы. Президенту США понадобились очередные 400 млрд. долларов для того чтобы выписать экономике очередную порцию обезболивающих, не способных повлиять на источник проблемы. Как и ожидалось, контролируемый республиканцами конгресс его отверг. Зато у 44-го президента США теперь есть с чем ездить по избирательным округам, укоризненно кивая в сторону злых дядек и теток из республиканской партии, для того чтобы отложить появление в Белом доме 45-го президента еще на 4 года. Совершенно очевидно, что в ближайший год политическим элитам в США не будет времени заниматься решением экономических проблем, требующих принятия непопулярных мер.
Вот тут все надежды связывались с Федрезервом. От ведомства господина Бернанке ждали очередного раунда количественного смягчения, являющейся мерой с сомнительными возможностями по выводу экономики на траекторию самостоятельного устойчивого роста, но все же. Кроме того, в своем последнем публичном выступлении глава ФРС также намекнул на некие нестандартные меры, которые могут быть задействованы для стимулирования экономики по итогам заседания 21-го сентября.
На практике же QE3 так и осталась в смелых мечтах некоторых участников мировых финансовых рынков. Зато была предложена «Операция твист», представляющая из себя попытку создать понижающее давление на стоимость долгосрочных кредитов. По своей сути, в конечном итоге, она окажется мерой столь же эффективной, как и обещание «скорее всего» оставить учетную ставку без изменений до середины 2013 года. Рынки на это не купились. Таким образом, Федеральный резерв расписался в своей неспособности создавать для экономики дополнительные стимулы к росту, и, отныне, спасение утопающих будет делом рук самих утопающих.
Тем не менее, анализируя движения на основных мировых финансовых площадках и наблюдая за каскадом эмоциональных заявлений со стороны многих экспертов, нельзя не удивиться масштабам распродаж, при отсутствии сколь либо значимых подтверждений наличия кризисных явлений со стороны макроэкономических индикаторов. Формально, в США, например, пока нет даже поводов объявить рецессию, так как для этого требуется как минимум два квартала с отрицательным темпами ВВП, а тут еще и одного не было.
Ситуация на рынке труда, конечно, не радует, но нулевая динамика роста не имеет ничего общего с падением количества рабочих мест по 500 тысяч в месяц, как это имело место быть в 2008 году. Индексы делового оптимизма, конечно, находятся на уровнях близких к рецессионным, но не пересекли их и не стремятся далее вниз. Индекс лидирующих индикаторов, вообще, даже не замедляется.
Поэтому, мы склонны полагать, что движение мировых финансовых рынков в ближайшие месяцы как никогда будет определяться данными по основным макроэкономическим индикаторам. Если ситуация на рынке труда в США продолжит ухудшаться, а индексы ISM пересекут отметку в 50% и объемы новых заказов продолжат падать, то распродажи акций и сырьевых активов продолжатся, а доходность по казначейским облигациям останется на низких уровнях. Однако, если будет иметь место противоположный сценарий, то на рынки вернется оптимизм и мы можем стать свидетелями хорошего ралли с ростом фондовых индексов и падением доллара.