Страны еврозоны вплотную подходят к коренным изменениям архитектуры финансовой системы. Полыхающий долговой кризис поставил их перед нелегким выбором: либо стать на путь еще более глубокого объединения, либо столкнуться с реальными угрозами дезинтеграции. С момента создания монетарной унии в ней изначально был заложен целый ряд структурных недостатков, которые на тот момент просто не осознавались. Введение единой валюты не сопровождалось созданием механизмов контроля над налогово-бюджетной политикой правительств. В условиях сформировавшейся низкой стоимости кредитных ресурсов ряд стран ослабили бюджетную дисциплину и увлеклись финансированием своих дефицитов внешними займами, что выразилось в возникновении у них чрезмерной долговой нагрузки, поставив на грань дефолта. Кроме того, контроль над деятельностью банковского сектора возлагался на национальные правительства, а возможности Европейского центрального банка выполнять функцию кредитора последней инстанции оказались неопределенными и размытыми. Обеспечение полноценного функционирования банковской системы внутри каждой страны возлагалось на государство. Столкнувшись с банковским кризисом, возникшим как следствие лопнувших пузырей на рынке недвижимости, ряд правительств, являющихся к этому времени квазибанкротами, не могут обеспечивать стабильность банковского сектора и выполнять функцию кредитора последней инстанции. Более того, между правительствами и банками установилась порочная связь, когда каждый должен помогать другому, чтобы обоим не утонуть. Правительства занимают ресурсы, чтобы поддерживать банки, а банки поддерживают правительства, покупая их облигации. Спасение таких стран сводится к предоставлению им внешних финансовых ресурсов, а это по большому счету является оплатой их долговых обязательств, что также создает предпосылки для возникновения так называемых моральных рисков. Суть их состоит в том, что спасение из тяжелой ситуации не создает предпосылок для предотвращения повторения таких ситуаций в будущем. С другой стороны, дефолт этих правительств грозит непредсказуемыми последствиями как для евро, так и для благонадежныхстран, что усиливает дезинтеграционные настроения внутри региона. Ввиду наличия панического страха перед неопределенностью последствий, связанных с распадом еврозоны, вопрос о том, стоит ли двигаться в направлении более глубокой интеграции, вроде бы и не стоит, но хватит ли странам политической воли для того, чтобы поступиться значительной частью остатков своих суверенитетов. Лидеры стран разработали пакеты мер, направленных на фискальную консолидацию, объединение банковских систем, изменение полномочий Европейского фонда финансовой стабильности, и работают над их реализацией. Предлагается также создание наднациональных органов, которые будут иметь возможность вносить изменения в бюджеты стран, если те не будут соответствовать принятым обязательствам. Функции надзора над банковской системой предлагается также возложить на единую наднациональную структуру, либо новую, либо сформированную на базе ЕЦБ. В перспективе предлагается также рассмотреть возможность объединения долговых обязательств посредством выпуска единых облигаций. На практике реализация подобного пакета мер будет означать создание абсолютно иной финансовой архитектуры еврозоны. Однако в условиях, когда страны периферии не могут себя поддерживать, являясь банкротами, а Германия и Франция также в случае перехода на собственные денежные единицы могут столкнуться с издержками, превышающими расходы на поддержание своих партнеров, других альтернатив у европейских правительств попросту нет. Тем не менее регулярно всплывающие разногласия и противоречия подорвали всякую веру мировых финансовых рынков в то, что они смогут предпринять необходимые меры для борьбы с кризисом. При этом мы по-прежнему убеждены в том, что риски распада еврозоны остаются невысокими, а также в том, что европейская валюта продолжит свое существование. Однако считаем, что из текущего кризиса это интеграционное объединение выйдет, обладая чертами федерации. Мы полагаем, что в третьем квартале пара EUR/USD продолжит искать уровни, адекватные текущей политической и экономической ситуации. По материалам ГК FOREX CLUB www.forexclub.ru