Ситуация в мире сейчас такова, что фундаментальное значение имеют только политические новости. Те привычные показатели, которые в «нормальном режиме» всегда считались «фундаментальными» драйверами рынков, сейчас могут оказывать на рынки лишь вспомогательное воздействие. Из всего «джентльменского набора» данных «фундаментальных» аналитиков роль действительно мирового драйвера осталась, пожалуй, только у американских данных по количеству новых рабочих мест без учета сельского хозяйства. Но Non Farm Payrolls в этом месяце уже вышел, и, надо сказать, сыграл свою фундаментальную роль драйвера, вернув на рынки желание рисковать.
На этой неделе в календаре экономических новостей, пожалуй, тоже нет таких показателей и данных, которые могли бы сыграть роль фундаментальных драйверов для финансовых рынков. Весь мир ждет политических решений из Европы. Решения эти, безусловно, относятся к области экономики, но приниматься они могут только на уровне высшего политического руководства европейских стран, и потому это действительно политические решения.
Глобальная суть проблемы заключается в том, что для политического проекта под названием «Еврозона» при его создании не была предусмотрена подходящая для всех случаев жизни система экономического и финансового управления. Была продумана и создана только часть общепринятой для капиталистической экономики свободных рынков системы управления – Европейский Центральный Банк. Он получил в свои руки управление монетарной политикой стран, объединившихся в Еврозону, и со своими функциями вполне справляется, превратившись за эти годы в весьма серьезную финансово-политическую силу в мире. Но другая необходимая часть общей для экономического и валютного союза системы управления – управление фискальной политикой и перераспределение финансовых рисков, создана не была. Удивительно, но политики, стоявшие у истоков создания Еврозоны, вообще не задумались о том, что у них в руках попросту отсутствует экономическая теория, которая позволила бы управлять экономическим и валютным союзом с помощью тех же моделей и алгоритмов, которые используются при управлении экономикой государств. В том, что в Еврозоне было создано, в принципе отсутствует возможность привычной балансировки. И если на уровне процентных ставок и контроля ликвидности и ценовой стабильности система управления накачивала Еврозону необходимыми управляющими воздействиями в соответствии с привычными для такой системы управления сигналами, то отбалансировать эти воздействия на уровне всего Союза было просто нечем. Союз – не государство, и в нем не получается автоматически перекинуть средства из избыточных регионов в дотационные, как это делается при управлении рыночной экономикой государства, а других методов управления в современной экономической науке не предлагается.
Все, что рассматривают европейские политики сейчас на своих саммитах, многолюдных, как общие совещания Еврозоны и Евросоюза, как G20, или на встречах в узком кругу, как встречи Меркель и Саркози – это, в основном, размер фонда европейской взаимовыручки. Этот размер ничего не решит, каким бы он большим не был. Тот пожар, который горит в Европе сейчас, деньгами уже не погасить. Нужны системные решения. Выбор пока не велик – сделать из Еврозоны псевдо государство типа Соединенных Штатов Европы, либо придумать систему управления экономическим и валютным Союзом с полным циклом управления. Требуется в таком случае создать систему, имеющую достаточно информативные и достоверные каналы поступления и анализа информации и принятия управленческих решений. Причем, такую систему управления, которой бы все страны, входящие в Союз подчинялись бы автоматически, чтобы управляющие воздействия в ней не «зависали» бы в зависимости от голосований в парламентах и т.п. Об этом политики почти не говорят, ломая копья вокруг размеров ESFS, выдачи денег Греции и накачки деньгами банков. Повторим, деньгами уже ничего не решить, и политики прекрасно это знают. Свидетельством тому являются высказывания на тему более тесной интеграции таких европейских лидеров, как те же Меркель и Саркози, Баррозу, Ван Ромпея и других. Эти же идеи высказывают некоторые политические лидеры Великобритании, Канады и США, но основные дебаты почему-то идут вокруг денег.
Этот путь в никуда и нежелание, или боязнь говорить с населением, т.е., с нами, о сути дела, уже привели к разрастанию протестов по всему миру. В воскресенье, по сведениям СМИ, в международных акциях протеста против «мира денег» приняли участие 82 страны. Протесты против «жадных банкиров» принимают все более жесткий характер, особенно в Италии, Но они контрпродуктивны, поскольку направлены на поиски и, наказание «виноватых», а это никогда ни к чему, кроме погромов, не приведет. И если бы правящие политики правильно говорили бы с нами, то и лидеры протестующих выдвигали бы более правильные требования, но пока – нет пророков ни в одном «отечестве».
Если вернуться к финансовым рынкам, то их движения по-прежнему определяются отношением инвесторов к желанию рисковать. Стоило фьючерсам на американские фондовые индексы, и индексам основных европейских стран начать расти, как высокодоходные валюты, Евро, Фунт, Аусси, Луни и Киви немедленно пошли вверх, обновив свои текущие максимумы против Доллара и Йены. Но как только индексы начали корректироваться вниз, указанные валюты сразу же двинулись вниз против Доллара США и Йены. В этой связи можно сделать следующее наблюдение, или предположение. Пока американским и европейским финансовым властям в большей, или меньшей степени удается держать рынки под своим контролем. Критерием движений является «Аппетит к риску», а не паника, которой можно было бы ожидать в условиях усиливающихся протестов и не решающихся проблем. В рамках действующей модели рыночной экономики все пока действует так, как выгодно основным действующим лицам – американцам выгоден рост фондовых индексов, а Европе – рост Евро. Более верно, то, что Европе важно, чтобы Евро не слишком сильно падал, даже если Греция будет вынуждена объявить дефолт, а главные проблемы так и завязнут в процессе обсуждения. В этой связи становится понятно, почему такое большое значение придается размерам ESFS. Выгода для участников рынка вполне утилитарна и очевидна – делайте ваши сделки в соответствии со знаками соответствующих «светофоров».
Источник www.mytrademarkets.com/ru/rus
|