В попытках остановить падение на всех рисковых рынках публичными выступлениями отмечаются буквально все, и политики, и чиновники центральных банков, финансовых и экономических министерств по всему миру.
Политики всеми силами стараются показать, что они не утратили контроль над ситуацией и продолжают управлять кризисом и «спасать, спасать, спасать …».
Банкиры и финансисты стараются показать, что они тоже имеют возможности и средства для того, чтобы влиять на ситуацию. Они при этом стараются не брать на себя слишком много, повторяя, что центральные банки не должны заниматься теми вопросами, которые призваны решать правительства.
Все угрозы сейчас исходят из Европы, точнее, из Еврозоны. В глобальном плане все подчеркивают, что есть риск, что эти угрозы могут распространиться на весь мир.
В Европе среди политиков, пытающихся управлять кризисом, по большому счету самым страшным сценарием признается неконтролируемый распад Еврозоны. Этого опасаются все, и политики, и банкиры, и экономисты. И все говорят о необходимости сделать все, чтобы этого развала избежать. Но у европейских политиков нет единого понимания того, как выходить из сложившегося кризиса. Если теперь уже практически все оставшиеся у власти европейские политики говорят о необходимости более тесного политического сотрудничества, и даже, возможно, политического объединения, или интеграции всех европейских стран, и отдельного «уплотнения» союзнических отношений в Еврозоне, то в вопросе экономического и финансового управления этим объединением единства у них нет. Германия считает, что главным смыслом и сутью этого сплочения должна стать финансовая дисциплина и сокращение долгов за счет жесткой экономии, возможно, в течение длительного времени. Самым неправильным, и даже страшным эта часть политического истеблишмента во главе с немецким канцлером А. Меркель, считает бесконтрольные финансовые вливания со стороны ЕЦБ.
Другой политический лагерь в Европе считает, что спасение Еврозоны и Евро как ее основы возможно именно с помощью денег ЕЦБ. В пример приводится американская ФРС, т.е., практически спасение от кризиса этот лагерь видит в политике количественного ослабления.
Немецкий путь выглядит очень правильным и взвешенным, в нем исключаются всякие излишества и нарушения финансовой дисциплины и взятых на себя обязательств. Единственная сложность – где взять столько денег, чтобы хватило на всех «должников», которым помощь уже нужна, или вот-вот понадобится. Денег надо, по приблизительным оценкам, 3 трлн. Евро. Фонд EFSF на последнем саммите был расширен до 1 трлн., и то с кредитным плечом. Но и этих денег пока не найдено, расчеты на Китай и другие развивающиеся страны пока себя не очень оправдывают.
Немцев можно понять, они боятся, что на деньги ЕЦБ политику расточительства в части европейских стран не искоренить, и экономить и затягивать пояса их не очень-то заставишь. Тогда не будет тех реальных реформ, к которым призывают Германия и более дисциплинированные северные страны. Но есть риск, что пояса, затянутые по-немецки, таких, как греки, испанцы и итальянцы, задушат совсем. Понимая это, на своем последнем съезде партия Ангелы Меркель призвала создать механизм добровольного выхода из Еврозоны. Христианско-демократический союз (ХДС), принял резолюцию, призывающую к внесению изменений в Лиссабонский договор и другие общеевропейские соглашения с тем, чтобы прописать в них процедуру добровольного выхода стран из валютного союза без отказа от участия в Европейском союзе.
Ясно одно, Еврозона нуждается в четком регулировании долговых отношений. Но способы такого регулирования могут быть разными. Государства Еврозоны должны прежде всего решить, что они готовы кардинально реформировать свой валютный союз, и уже тогда начинать договариваться о том, как, на каких принципах это делать. Сейчас, на наш взгляд, нет смысла на словах демонстрировать единство и предостерегать Еврозону от раскола, когда на самом деле единства нет, а раскол давно существует. Западная демократия всегда считала основой прозрачность и открытость, которые, прежде всего, необходимы тогда, когда есть проблемы, особенно, когда – кризис. И рынки много раз демонстрировали политикам, что они готовы верить в лучшее, но их оптимизм легко исчерпать неконструктивными и пустыми речами, которых все больше на европейском информационном поле. Какой смысл призывать Европу к более тесному сплочению, если никто не обсуждает противоречий и не говорит о принципах, на которых будет строиться это сплочение.
Чем дольше будет продолжаться политика непрозрачных и неконструктивных разговоров, тем дольше будет продолжаться кризис, и тем тяжелее будет восстановить европейскую общность.
Если говорить о рыночном информационном поле в более широком смысле, а не только о европейских политических проблемах, то можно отметить, что рынки продолжают уделять основное внимание положению дел с итальянскими, испанскими и греческими облигациями. Доходности по этим бумагам остаются высокими, и это угнетает Евро и другие рисковые активы. Все большее значение приобретают растущие спреды между доходностью немецких облигаций и облигаций других стран, особенно, с Францией. Но пока у рынка достаточно оптимизма, чтобы реагировать бурным ростом на любой позитив на этом информационном поле, вы легко убедитесь в этом, посмотрев на внутридневные графики Евро и других рисковых инструментов.
И еще один информационный момент. В ближайшее время внимание финансовых рынков может переключиться от европейских проблем на дискуссии в американском Конгрессе. Там вскоре вновь начнется рассмотрение вопроса о повышении потолка по госдолгу США и мерам по сокращению бюджетного дефицита. Вспомните, как это было в начале августа. После бурных, и достаточно нелепых на взгляд европейцев споров американские конгрессмены достигли соглашения, в основу которого был положен двухэтапный план республиканцев. Этот план предусматривает сокращение госрасходов на 917 млрд. долларов в течение 10 лет и повышение потолка по госдолгу на 900 млрд.
Кроме того, Конгресс создал специальный двухпартийный комитет, который к 23 ноября должен представить рекомендации по дополнительному сокращению бюджетного дефицита на 1,5 трлн. долларов и увеличению лимита по госдолгу ещё на 1,2 трлн. долларов в течение 10 лет.
По условиям августовского соглашения, если рекомендации двухпартийного комитета не будут приняты, автоматическое сокращение госрасходов начнётся в 2013 году. И если результатом начинающихся на следующей неделе дискуссий в Конгрессе станет реализация «автоматического сценария», реакция финансовых рынков будет резко негативной. Напомним, новый этап американского «Конгресс-шоу» должен начаться уже на следующей неделе.
Источник www.mytrademarkets.com/ru/rus
|