В отличие от точных формулировок общей, или специальной теории относительности А. Эйнштейна в физике, относительная стоимость, относительная ценность и относительная сила различных валют по отношению друг к другу не поддается сколько-нибудь точным оценкам. Дело тут, во-первых, в том, что экономика по сравнению с другими науками вообще не может быть признана точной наукой, а во-вторых, в том, что все эти оценки и взаимные связи различных валют непонятным и плохо предсказуемым образом меняются во времени. Нет общей идеи, позволяющей оценить направление движений валютных курсов, нет способов оценки реакции участников рынка на слова и действия регулирующих органов, то же можно сказать и о влиянии экономических показателей. Можно сделать только одно обобщающее наблюдение: на валютном рынке, как и вообще в природе и в мире, все относительно.
Сравним, к примеру, относительную силу реакции рынка на «слова», сказанные финансовым руководством Японии и Швейцарии. Валюты этих двух стран в последнее время укрепляются сверх меры. Всем участникам рынка из всех учебных пособий по фундаментальному анализу известно, что руководство этих стран особенно сильно волнуется по поводу роста курса своей валюты, учитывая ярко выраженный экспортный характер экономики. И японские, и швейцарские руководители не раз заявляли, что рост Йены и Франка негативно сказывается на экономике этих стран, при этом японцы высказывались значительно более часто и жестко, в последние пару дней особенно. Но рынок не слишком реагировал на их слова, продолжая покупать и Йену, и Франк, воспринимая обе валюты, как убежище при общем снижении желания рисковать. И если японским лидерам, которые напрямую угрожали рынку интервенцией, в общем-то, никто не поверил, то на недовольство швейцарского Национального Банка трейдеры отреагировали просто мгновенно, стоило тому выразить неудовольствие очередным рекордам Франка против Евро и доллара США. Франк вырос необычайно резко и мощно, особенно, против Евро – более, чем на 300 пунктов за час. Что произошло? Участники рынка испугались так сильно, или SNB провел-таки интервенцию, как он когда-то, в 90-х, имел обыкновение делать, никого не предупреждая? Допустим, швейцарской интервенции не было, тогда как оценить относительную силу практически одинаковых заявлений Банка Японии (и других японских финансовых руководителей) и Банка Швейцарии о недопустимости для них чрезмерного роста Йены и Франка? Да никак. Статистики такой нет, да и статистические методы в таком деле просто не годятся, они не дадут правильных результатов, поскольку никто в мире не знает правильных причинно-следственных связей между экономическими фактами и событиями, и особенно, высказываниями отдельных лиц и организаций. Просто надо учитывать, что именно сейчас трейдеры больше боятся действий швейцарских властей, чем японских. Возможно, потому, что у первых такая репутация, возможно, потому, что судя по последним экономическим данным, швейцарская экономика выглядит сильнее японской, показывая рост, несмотря, или даже, вопреки росту Франка. А может быть потому, что Франк перекуплен настолько сильно по сравнению с той же Йеной, что для массового закрытия длинных позиций по нему оказалось достаточно первого же намека со стороны SNB.
Или возьмем так сказать «соперничество» США и Еврозоны в проблеме государственных долгов. Ведь всем понятно, что проблема США, несмотря на астрономические значения суммы госдолга, проблема чисто политическая, а государственные долги Греции, Португалии и других известных «действующих лиц» Еврозоны несут в себе реальную финансовую и экономическую угрозу самому существованию этой зоны. В этой ситуации Евро должен, по идее, быть существенно слабее американского доллара, однако, Евро особой склонности к падению не показывает, не Евро, а Доллар имеет склонность к падению при малейшем дуновении. Та же история в паре Доллара с британским Фунтом. Доллар не растет даже под влиянием статуса валюты-убежища при падении общей склонности к риску, особенно на рынке акций, и это тоже фактор, который не слишком хорошо укладывается в стандарты научной парадигмы теории свободного рынка. Возможно, не слишком хороша теории, но есть вероятность, что не так уж все эти рынки свободны. Если следовать теории, всем странам выгодна дешевая валюта, поскольку это поддерживает экспорт, что, в свою очередь, выправляет балансы государственной отчетности. Учитывая проблемы баланса США и сопоставляя их с американскими возможностями, можно их (американцев) кое в чем заподозрить. Глядя на графики котировок Доллара против остальных валют, направленность его движения вниз, в сторону постепенной девальвации, сомнений не вызывает. При этом, американцам не приходится ни говорить о каких-то интервенциях, ни, тем более, делать их в явном виде. Напротив, они иногда заставляют своих лидеров сказать пару слов о приверженности сильному доллару. Тем не менее, Доллар продолжает падать фактически при любом раскладе фундаментальных факторов, слегка корректируясь вверх вблизи важных технических уровней.
В такой ситуации на валютном рынке глобально существует только одно направленное движение – снижение Доллара. Хорошо, если его цель – не паритет с Йеной.
Источник www.mytrademarkets.com/ru/rus
|